Инвестиционный юридический
обзор от Адвокатской фирмы

Либерализация торговли продолжается.

Либерализация торговли продолжается.

         Указом Президента от 30.10.2018 г. «О мерах по дальнейшей либерализации торговли и развитию конкуренции на товарных рынках» (далее «Указ») приняты меры, направленные на развитие оптовой и биржевой торговли, развития розничных торговых сетей, применение субъектами предпринимательства современных информационных технологий.
 В частности, приняты меры об отмене с 1 января 2019 года: 

-  лицензирования деятельности по осуществлению оптовой торговли и особого порядканалогообложения предприятий торговли.Если учесть, что в соответствии с Положением «О порядке осуществления оптовой и розничной торговой деятельности» (утв. ПКМ №407 от 26.11.2002 г.), оптовой торговлейпризнается реализация закупаемых товаров по безналичной форме расчетов для использования в коммерческих целях или для собственных производственно-хозяйственных нужд, раннее любая реализация товара перечислением независимо от количества предполагалась возможной только при наличии лицензии.
  С отменой с 01.02.2018 г. требований к размеру уставного фонда предприятий оптовой торговли (№УП-5303 от 16.01.2018 г.) ещё более очевидным стало отсутствие какой-либо оправданной необходимости лицензирования данного вида деятельности.
  Что касается, отменяемого данным Указом особого порядка налогообложения предприятий торговли - это предполагает отмену авансового взыскания налоговых платежей банками (рег.МЮ №2065 от 14.01.2010 г.).
специального порядка учёта выручки от реализации отдельных видов подакцизных товаров (автомобили, растительное масло и другие) и ее использования. Речь о принятом как временное Положении «О системе учета производства и реализации отдельных видов подакцизных товаров», действующем с 2004 г. (рег.МЮ №1390 26.07.2004 г.)
требования о получении разрешения на выездную торговлю.Такое требование в настоящее время предусмотрено Положением, утверждённым Постановление Кабинета Министров РУз №233 от 13.07.2016 г.;
-  санкций за просроченную дебиторскую задолженность, возникающую во взаимоотношениях с контрагентами у организаций с долей государства в уставном капитале менее 50% (ст.175 КоАО);
-  требования о 15% предоплате на внутреннем рынке по сделкам организаций с долей государства менее 50% (№УП-1363 от 24.01.1996 г.);
-  ограничений на экспорт отдельных видов товаров по перечню согласно приложению № 1 к Указу;
-  действующего порядка согласования с Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции графиков выставления продукции на биржевые торги с введением уведомительного порядка их согласования (Положение «О порядке учётаобъёмов продукции, выставляемой на биржевые торги, в том числе повторно выставляемой», рег.МЮ №2178 от 07.01.2011 г.);
-  требования о предоставлении финансового потребительского кредита для приобретения у производителя или реализующей организации только потребительских товаров (услуг), произведённых в Республике Узбекистан (ст.15 Закона РУз «О потребительском кредите» №ЗРУ33 от 06.05.2006 г.).

Кроме этого, Указом предусмотрено, что с 1 ноября 2018 года:

  • установлены изменения в порядке продажи высоколиквидных видов продукции, сырья и материалов (Постановление Президента РУз № ПП-3386 от 14.11.2017 г.), а также в порядке осуществления биржевой деятельности, в соответствии с которыми:
  • товарно-сырьевым биржам предоставляется право создавать дочерние хозяйственные общества по организации хранения и логистики реализуемой на бирже продукции, а также разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий;
  •   высоколиквидные виды продукции, сырья и материалов, завезённые по импорту, могут без ограничений реализовываться на внутреннем рынке, в том числе на биржевых торгах, по усмотрению их собственников;
  •  отпуск продавцами высоколиквидных видов продукции, сырья и материалов, приобретённых на биржевых торгах, осуществляется строго в установленные сроки и по очерёдности, определяемой посредством электронных систем бирж в зависимости от сроков оплаты продукции.
  •   на доходы членов товарно-сырьевых бирж распространяются условия налогообложения, предусмотренные для юридических лиц, осуществляющих брокерскую деятельность на рынке ценных бумаг

   -внедрён новый порядок сдачи и использования наличной денежной выручки, предусматривающий:

  •  возможность для хозяйствующих субъектов, имеющих среднюю дневную наличную выручку свыше 20-кратного МРЗП, сдавать её ежедневно в кассы банков через службу инкассации либо самостоятельно;
  •  возможность для хозяйствующих субъектов, имеющих среднюю дневную наличную выручку меньше 20МРЗП сдавать её в кассы банков через службу инкассации в определяемые ими периоды или самостоятельно;
  •   отмену инкассирования наличной денежной выручки исключительно через службы инкассации Центрального банка Республики Узбекистан с созданием возможности организовывать альтернативные службы инкассации в порядке, установленном законодательством.

  Ранее «пороговой» суммой, с превышением которой возникало обязательство ежедневно сдавать наличную денежную выручку через службы инкассации Центрального банка, было 1 МРЗП – для всех предприятий и организаций, и 20МРЗП – для субъектов малого бизнеса  и частного предпринимательства  (ПКМ №548 от 11.12.1997 г.).  Хозяйствующие субъекты с ежедневной наличной выручкой ниже указанных размеров имели право выбора: сдавать ее через службы инкассации или самостоятельно в кассы банков.
 - предоставлено правоосуществления безналичных расчётов между юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями с использованием корпоративных банковских карт без заключения договоров купли-продажи, с выдачей инвойса (счета-фактуры). То есть теперь при таких расчётных операциях первичным документом является не только Отчёт об израсходованных средствах и оригинал квитанции терминала, но и счёт-фактура в обязательном порядке. 
    Так же  Указ вводит дополнительное регулирование осуществления внешнеторговой электронной  коммерции. Ранее Указом Президента от 19.02.2018 г. № УП–5349,определялось, что с 1 июня 2018 года субъекты предпринимательства вправе осуществлять экспорт товаров, работ (услуг), кроме определяемых Правительством товаров, посредством электронных торговых площадок в сети Интернет без заключения экспортного контракта и изъятия банковской комиссии за экспорт товара, работ (услуг).
   Принятый Указ дополнительно устанавливает ограничение размера этих сделок: только экспорт товаров и услуг через всемирную сеть Интернет с оплатой через международные платёжные системы в объёме до 5 тысяч долларов США по одному инвойсу не требует заключения письменного договора с покупателями и разрешается всем без исключения юридическим и физическим лицам. Информация о таких сделках не вносится в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций и оформление грузовой таможенной декларации по таким сделкам производится в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, с ведением отчётности в соответствии с общепринятой международной практикой.
        Кроме всех перечисленных  изменений для юридических лиц, Указом увеличены нормы вывоза товаров физическими лицами за пределы Республики Узбекистан без представления таможенной декларации товаров: с 3 тысяч долларов США (что устанавливалось ПП-3512 от 06.02.2018 г.) до 5 тысяч долларов США.

Поделиться с друзьями