Инвестиционный юридический
обзор от Адвокатской фирмы

Прямые частные иностранные инвестиции: льготы и преференции

Прямые частные иностранные инвестиции: льготы и преференции

Указом Президента Республики Узбекистан от 23.06.2017 г. № УП–5094 внесено дополнение в Перечень отраслей экономики, на которые распространяются льготы, предоставляемые для прямых частных иностранных инвестиций, внесено дополнение. 

 

Напомним, что данный Перечень был утвержден Указом Президента Республики Узбекистан №УП—3594 от 11.04.2005 г., и явился, в свое время, значимым шагом, направленным на привлечение иностранных инвестиций в Республику. Акт установил существенный перечень льгот и преференций для определенных отраслей экономики.

 С 2005 года в Указ был внесен ряд изменений. В действующей на сегодняшний день редакции документ предусматривает, что предприятия, привлекающие прямые частные иностранные инвестиции и специализирующиеся на производстве продукции (оказании услуг) в отраслях экономики, установленных в Перечне, освобождаются от уплаты налога на прибыль юридических лиц, налога на имущество, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд.  Указанные налоговые льготы предоставляются при объеме прямых частных иностранных инвестиций:

от 300 тыс. долларов США до 3 млн. долларов США - сроком на 3 года;

свыше 3 млн. долларов США до 10 млн. долларов США - сроком на 5 лет;

свыше 10 млн. долларов США - сроком на 7 лет.

 Данные налоговые льготы применяются при следующих условиях:

-размещение указанных предприятий во всех городах и сельских населенных пунктах республики, за исключением г. Ташкента и Ташкентской области;  

-осуществление иностранными инвесторами частных прямых иностранных инвестиций без предоставления гарантии Республики Узбекистан;

-доля иностранных участников в уставном капитале предприятия должна быть не менее 33%, а для акционерных обществ - не менее 15%;

-вложение иностранных инвестиций в виде свободно конвертируемой валюты или нового современного технологического оборудования;

-направление не менее 50% дохода, полученного в результате предоставления указанных льгот в течение срока их применения, на реинвестирование с целью дальнейшего развития предприятия.  

 Порядок применения  указанных льгот определяется соответствующим Положением «Опорядке применения налоговых льгот для предприятий, привлекающих прямые частные иностранные инвестиции (рег. МЮ №2822 от 26.08.2016 г.).

Кроме того, важно отметить, что Указ предусматривает важные меры защиты и гарантии для иностранных инвесторов:

-  при ухудшении условий инвестирования последующим законодательством вышеуказанные предоставленные льготы действуют в течение всего срока, на который они предоставлены.

-  инвестиционная оговорка, предусмотренная статьей 3 Закона Республики Узбекистан "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов"[i], применяется в случаях:

увеличения размера (ставки) налога на прибыль по доходам, получаемым в виде дивидендов, выплачиваемых иностранному инвестору;

 -введения дополнительных требований, усложняющих процедуру репатриации или уменьшающих размер доходов (прибыли) иностранного инвестора, переводимых за границу, за исключением случаев приостановления государством репатриации средств иностранного инвестора на условиях недискриминационного применения актов законодательства в случаях неплатежеспособности и банкротства предприятия с иностранными инвестициями или защиты прав кредиторов, уголовных деяний или административных правонарушений, совершенных иностранным инвестором - физическим лицом, либо иной необходимости приостановления такой репатриации в соответствии с судебным или арбитражным решением;

-введения количественных ограничений на объемы осуществления инвестирования и иных дополнительных требований по размеру инвестиций, в том числе в виде увеличения минимального размера иностранных инвестиций в предприятиях с иностранными инвестициями;

-введения ограничений по долевому участию иностранного инвестора в уставных фондах предприятий республики;

-введения дополнительных процедур оформления и продления виз иностранных инвесторов, а также иных дополнительных требований по осуществлению иностранных инвестиций.

 При наступлении любого из перечисленных выше видов ухудшения условий инвестирования иностранный инвестор уведомляет соответствующий уполномоченный орган о применении указанной гарантии[ii].

 Итак, какие отрасли экономики входят в этот самый Перечень, утвержденный №УП—3594, дающий возможность применения такого количества льгот и преференций

В 2012 году Перечень, включающий в себя восемь отраслей, был расширен до двадцати. А в мае 2017 года в его были добавлены туризм и гостиничные услуги.  Таким образом, до недавнего времени в Перечень входили  21 отрасль экономики:

1. Изделия радиоэлектронной промышленности и производство комплектующих к компьютерной и вычислительной технике.

2. Легкая промышленность:

производство готовых хлопчатобумажных, шерстяных и смесовых тканей, а также трикотажного полотна;

производство готовой швейной, трикотажной, чулочно-носочной продукции и текстильной галантереи;

производство натуральных кож, кожевенно-галантерейная промышленность, обувная промышленность.

3. Шелковая промышленность: производство шелковых тканей и готовых изделий из шелка.

4. Промышленность строительных материалов: производство новых видов строительных материалов, указанных в приложении N 1а к Указу Президента Республики Узбекистан от 24 марта 2005 года N УП-3586.

5. Промышленное производство мяса птицы и яиц.

6. Пищевая промышленность: производство готовой промышленно-переработанной пищевой продукции из местного сырья (за исключением алкогольных, безалкогольных напитков и табачных изделий).

7. Мясо-молочная промышленность: производство готовых видов мясной и молочной продукции, сыра и животного масла, а также продукции переработки внутренностей животных.

8. Переработка и консервирование рыбы и рыбных продуктов.

9. Химическая промышленность.

10. Нефтехимическая промышленность.

11. Медицинская промышленность, а также производство лекарственных препаратов для ветеринарии.

12. Производство упаковочных материалов.

13. Строительство электростанций на базе альтернативных источников энергии.

14. Угольная промышленность: обогащение угля; производство угольных брикетов; сланцевая промышленность.

15. Производство электроферросплавов и метизов производственного назначения.

16. Машиностроение и металлообработка: машиностроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; строительное, дорожное и коммунальное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов.

17. Станкостроительная и инструментальная промышленность.

18. Стекольная и фарфорофаянсовая промышленность.

19. Микробиологическая промышленность.

20. Производство игрушек.

21. Туризм: гостиничные услуги; туристские услуги[iii].

С принятием Указа Президента Республики Узбекистан от 23.06.2017 г. № УП–5094, в указанный Перечень внесена еще одна отрасль - производство личинок и молоди рыб, а также переработка и консервирование рыбы и рыбных продуктов.

 


[i] статья 3 Закона Республики Узбекистан "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов": «В случае если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвесторам в течение десяти лет с момента инвестирования применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования. Иностранный инвестор имеет право по своему усмотрению применять те положения нового законодательства, которые улучшают условия его инвестирования».

[ii] см. так же Положение «О порядке применения гарантии, установленной частью четвертой статьи 3 Закона Республики Узбекистан "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов". Приложение №1 к Постановлению КМ РУз от 02.08.2005 г. N 180.

[iii] Льготы применяются с 1 июня 2017 года.

 

Поделиться с друзьями