Инвестиционный юридический
обзор от Адвокатской фирмы

Развитие возобновляемой энергии: планы и перспективы

Развитие возобновляемой энергии: планы и перспективы

Развитие в Узбекистане производства возобновляемой энергии (солнечной, ветровой и биогазовой, гидроэнергии малых естественных и искусственных водотоков)и повышение энергоэффективности– вопрос, давно волнующий общество. О том, что Узбекистан должен серьезно ориентироваться на развитие солнечной энергетики, говорилось на встрече Азиатского форума солнечной энергии в ноябре 2013 года. Как показывают расчеты, говорилось на встрече, с учетом высоких опережающих темпов развития промышленной индустрии, потребности страны в электроэнергии в 2030 году возрастут примерно в 2 раза и составят свыше 105 миллиардов кВтч. Поэтому одной из главных целевых установок реформирования экономики республики является повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, а так же реализация комплекса мер по активному использованию возобновляемых источников энергии.

 Узбекистан — страна, где более 300 дней в году являются солнечными, — обладает не только природным, но и научно-техническим потенциалом. Еще в 1980-х годах здесь был построен научно-экспериментальный центр НПО «Физика-Солнце» Академии наук республики, в состав которого входит большая солнечная печь с гелиоконцентратором мощностью 1 МВт, позволяющая достичь температуры около 3 тысяч градусов и обеспечить производство сверхчистых материалов, проводить научные исследования и тепловые испытания.  В 2012 году на базе НПО «Физика-Солнце» в Узбекистане при поддержке АБР был создан Международный институт солнечной энергии. Новый институт солнечной энергии создавался с целью продвижения современных технологий солнечной энергии, он сочетает функции научно-технической и проектной организации. Кроме того, институт может оказывать и консалтинговые услуги предприятиям в конкретных проектах.

В последующем в республике была проведена масштабная работа по повышению энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере, а также расширению использования возобновляемых источников энергии. В частности, во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 1 марта 2013 года «О мерах по дальнейшему развитию альтернативных источников энергии» и постановления Президента Республики Узбекистан от 5 мая 2015 года «О Программе мер по сокращению энергоемкости, внедрению энергосберегающих технологий в отраслях экономики и социальной сфере на 2015 — 2019 годы»:

  • создана Республиканская комиссия по вопросам энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии, в структуре Министерства экономики Республики Узбекистан создан отдел повышения энергоэффективности в качестве рабочего органа Республиканской комиссии;
  • реализуются инвестиционные проекты по внедрению современных газотурбинных, паротурбинных установок в энергетической отрасли.
  • при поддержке Азиатского банка развития разработана «дорожная карта» по развитию солнечной энергетики в Узбекистане;
  • в Папском районе Наманганской области при содействии Министерства торговли, промышленности и энергетики Республики Корея на основе корейских технологий построена и в декабре 2014 года введена в эксплуатацию солнечная фотоэлектрическая станция мощностью 130 кВт с подключением к единой электроэнергетической системе, которая ежегодно может вырабатывать 234,3 тысячи киловатт-часов электроэнергии;
  • подготавливаются проекты по строительству крупных солнечных фотоэлектрических станций в Сурхандарьинской, Наманганской и Навоийской областях;
  • совместно с Всемирным банком разработан Атлас ветра Республики Узбекистан, на завершающем этапе находится инвестиционный проект по строительству опытной ветровой энергоустановки мощностью 750 кВт в Бостанлыкском районе Ташкентской области.

Так же были привлечены инвестиции и в сферу производства комплектующих деталей для сборки фотоэлектрических солнечных панелей. По опубликованной в СМИ информации, в 2012 году совместно с южнокорейской компанией «Неоплант» был введен в эксплуатацию завод по производству технического кремния мощностью 12 тысяч тонн в год. На территории специальной индустриальной зоны «Ангрен» с участием южнокорейской компании «ШиндонгЭнерком» ведется строительство второго завода по производству кремния мощностью 5 тысяч тонн в год. В 2014 году с участием компаний КНР на территории свободной индустриально-экономической зоны «Навои» начато производство фотоэлектрических панелей первоначальной мощностью 50 МВт. В том же году в специальной индустриальной зоне «Джизак» был заложен фундамент для строительства завода по выпуску солнечных тепловых коллекторов годовой мощностью 50 тысяч единиц.

В соответствии с Постановлением президента №ПП-2074 от 21.11.2013 года, продолжается  реализация инвестиционного проекта строительства солнечной фотоэлектрической станции мощностью 100 МВт в Самаркандской области.

Так же по сообщениям СМИ, в апреле 2016 года в Бухарской области была запущена мобильная солнечная электростанция мощностью 1,2 МВт (1200 кВт), аналогов которой нет в СНГ. Новая станция построена в рамках проектов Кандымского месторождения компании «Лукойл» как комплексное решение для непрерывного обеспечения энергией производственных объектов и строительной инфраструктуры, находящихся вдали от центральных сетей электроснабжения.

Кроме того, постановлением Президента Республики Узбекистан от 5 мая 2015 года «О Программе мер по сокращению энергоемкости, внедрению энергосберегающих технологий в отраслях экономики и социальной сфере на 2015 — 2019 годы» были утверждены ряд льгот и стимулирующих норм, в частности:

  • организации, вырабатывающие энергию с применением установок по производству энергии из возобновляемых источников (номинальной мощностью 0,1 МВт и более), освобождаются сроком на 10 лет с момента ввода их в эксплуатацию от уплаты налога на имущество в части установок по производству энергии из возобновляемых источников и земельного налога по участкам, занятым этими установками, а также от обязательных отчислений в фонды и налога на добавленную стоимость в части объемов энергии, реализуемых структурным предприятиям ГАК «Узбекэнерго»;
  • предприятия и организации, специализирующиеся на выпуске установок по производству энергии из возобновляемых источников (с долей выручки не менее 60% в общем объеме реализации), освобождаются от всех видов налогов, а также обязательных отчислений в фонды на 5 лет с даты госрегистрации.
  • до 1 января 2020 года освобождаются от таможенных платежей (за исключением таможенных сборов) оборудование, сырье и материалы, комплектующие, приборы, технологическая документация и запасные части, не производимые в республике и ввозимые для реализации Программы мер по сокращению энергоемкос­ти, внедрению энергосберегающих технологий в отраслях экономики и социальной сфере на 2015–2019 годы, по перечням, утверждаемым Кабинетом министров.

Однако несмотря на все раннее принятые меры в области развития использования альтернативных источников энергии, имеется ряд нерешенных вопросов. Как отмечается  в Постановлении об утверждении Программы мер на 2017-2021 гг., энергоемкость отечественной экономики остается высокой, уровень диверсификации топливно-энергетического баланса за счет вовлечения в промышленное производство возобновляемых источников энергии не отвечает мировым тенденциям. В структуре первичного топлива для производства электрической и тепловой энергии доминируют природный газ и другие традиционные виды углеводородного топлива.При производстве электрической и тепловой энергии практически не используется имеющийся достаточно высокий потенциал возобновляемых источников энергии (солнечной, ветровой и биогазовой, гидроэнергии малых естественных и искусственных водотоков), не в полной мере вовлечены резервы по использованию энергии из возобновляемых источников энергии в регионах республики, по которым необходимо разработать региональные адресные программы.

Возникает необходимость установления конкретных целевых параметров снижения энергоемкости для организаций и предприятий с учетом поставленных задач по снижению к 2030 году энергоемкости внутреннего валового продукта в два раза по сравнению с 2016 годом.С учетом этих важных задач принятие данного постановления Президента Республики Узбекистан направлено на дальнейшее снижение энергоемкости внутреннего валового продукта, снижение себестоимости продукции и расширение использования энергии из возобновляемых источников в отраслях экономики и социальной сфере на 2017 — 2021 годы.

Постановлением утверждены:

  • целевые параметры по дальнейшему развитию возобновляемой энергетики;
  • перечень инвестиционных проектов по развитию возобновляемой энергетики;
  • комплекс мер по развитию использования возобновляемых источников энергии и повышению энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере;
  • целевые параметры снижения энергоемкости производства в базовых отраслях экономики;
  • график внедрения энергоэффективных отопительных котлов в бюджетных организациях;
  • график внедрения энергоэффективных насосов и электродвигателей в насосных станциях водохозяйственных организаций Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан.

На финансирование указанных мероприятий в 2017 — 2021 годах будет направлено более 314,1 миллиарда сумов из Государственного бюджета.

В рамках принятой Программы мер по дальнейшему развитию гидроэнергетики на 2017 — 2021 годы предусматривается дальнейшее развитие гидроэнергетического потенциала республики на основе строительства 42 новых и модернизации 32 действующих гидроэлектростанций, с расширением к 2025 году мощностей экологически чистой гидроэнергии республики в 1,7 раза.

Кроме того, утвержденная Программа предусматривает меры по привлечению частных инвестиций для создания в Узбекистане станций, вырабатывающих энергию с использованием возобновляемых источников. В частности, в Постановлении говорится, что:

  • микро- и малые гидроэлектростанции с установленной мощностью до 0,2 МВт и 30 МВт соответственно, потребители электрической энергии, вырабатывающие ее с использованием возобновляемых источников энергии, а также производители энергии из возобновляемых источников энергии и с использованием вторичных энергетических ресурсов, независимо от организационно-правовой формы, могут подключаться к сетям единой электроэнергетической системы потребителей электрической энергии на условиях блок-станций в соответствии с требованиями законодательства;
  • установки возобновляемых источников энергии и с использованием вторичных энергетических ресурсов имеют приоритетность в диспетчерском графике оператора единой электроэнергетической системы по покупке энергии перед генерирующими мощностями, использующими ископаемое топливо;
  • затраты, необходимые для реконструкции и (или) расширения действующих электрических сетей, связанные с подключением оборудования (установок) возобновляемых источников энергии, несет их владелец, а до точки подключения к единой электроэнергетической системе — производитель энергии из возобновляемых источников энергии;
  • расчеты за поставляемую электрическую энергию из возобновляемых источников (кроме организаций АО «Узбекгидроэнерго») в единую электроэнергетическую систему производятся по величине действующего тарифа для потребителей (без учета налога на добавленную стоимость), уменьшенного на величину себестоимости передачи единицы электроэнергии по единой электроэнергетической системе, а также на величину стоимости распределения и продажи единицы электрической энергии предприятиями территориальных электрических сетей[i].

Предприятия территориальных электрических сетей по согласованию с АО «Узбекэнерго» и органами исполнительной власти на местах имеют право заключать договоры на покупку электрической энергии у потребителей, вырабатывающих ее на базе возобновляемых источников энергии.

Важно отметить, что сроком до 1 января 2022 года освобождены от таможенных платежей (за исключением таможенных сборов) оборудование, сырье и материалы, комплектующие, приборы, запасные части, технологическую документацию, не производимые в республике, ввозимые для реализации мероприятий, включенных в Программу мер, по перечням, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан по согласованию с Комиссией по критическому анализу объема и структуры импорта товаров (работ, услуг), углублению локализации производства импортозамещающей продукции, образованной распоряжением Президента Республики Узбекистан от 6 апреля 2017 года № Р–4891.

Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента поручено оказывать содействие предприятиям-инициаторам проектов строительства, в частности установлено:

  • совместно с Государственным комитетом по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру и Государственным комитетом по архитектуре и строительству оказывать содействие в предоставлении земельных участков и согласовании с уполномоченными организациями по принципу «одно окно» проектов строительства установок, использующих возобновляемые источники энергии, по заявке инициаторов этих проектов в порядке, установленном законодательством;
  • обеспечить контроль за исполнением сроков прохождения разрешительных процедур при строительстве и вводе в эксплуатацию установок, использующих возобновляемые источники энергии.

 

[i]http://www.lex.uz/pages/getpage.aspx?lact_id=3221897

[ii]При этом расчеты без учета налога на добавленную стоимость производятся в период действия льгот и преференций по освобождению от налога на добавленную стоимость, предусмотренных абзацем вторым пункта 5 постановления Президента Республики Узбекистан от 5 мая 2015 года № ПП-2343 «О Программе мер по  сокращению энергоемкости, внедрению энергосберегающих технологий в отраслях экономики и социальной сфере на 2015 — 2019 годы».

Поделиться с друзьями