Инвестиционный юридический обзор от Адвокатской Фирмы

О внешней торговле

О внешней торговле


Постановлением Президента №ПП-3351 от 03.11.2017 г. «О мерах по дальнейшей либерализации внешнеторговой деятельности и поддержке субъектов предпринимательства» было существенно пересмотрено правовое регулирование внешнеэкономических операций, в частности порядка расчетов по экспорту.
Касательно экспорта.

С 1 декабря 2017 года:

 1.Установлен единый срок, по истечении которого дебиторская задолженность по экспортным контрактам считается просроченной - это 120 календарных дней. Срок исчисляется в следующем порядке:
-  с даты подписания акта выполненных работ- для экспорта услуг(работ) ;
-  с даты оформления грузовых таможенной декларации – для экспорта товаров. Однако товары , вывозимые учредителями-резидентами Республики Узбекистан в адрес организаций за рубежом(торговые дома, торговые представительства, дочерние предприятия, фирменные магазины, диллерские сети и консигнационные склады), а так же вывозимые членами Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан в адрес торгово-инвестиционных домов Палаты- являются исключением, - в отношении них сохраняются действующие сроки

Напомним, что относительно недавно, Постановлением КМ РУз от 07.07.2017 г. N 477 вводились следующие сроки поступления валютной выручки по экспорту товаров собственного производства, за исключением свежей плодоовощной продукции, винограда, бахчевых культур, а также сырьевых товаров, указанных в приложении N 2 к Указу Президента Республики Узбекистан от 10.10. 1997 г. N УП-1871,
-   90 дней со дня фактического экспорта товаров собственного производства, за иностранную валюту без предварительной оплаты, открытия аккредитива, оформления гарантии банка и наличия полиса по страхованию экспортного контракта от политических и коммерческих рисков, по контрактам не превышающим в эквиваленте 100 тыс. долларов США;
По остальным контрактам действовали сроки:
-  180 дней со дня фактического экспорта товаров, вывозимых учредителями в адрес предприятий за рубежом (торговых домов, торговых представительств, дочерних предприятий, фирменных магазинов, дилерских сетей и консигнационных складов), а также хозяйствующими субъектами - членами Торгово-промышленной палаты РУз в адрес торгово-инвестиционных домов Торгово-промышленной палаты;
-  180 дней со дня фактического экспорта товаров, работ и услуг для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, осуществляющих экспорт товаров, работ и услуг за иностранную валюту без предварительной оплаты, открытия аккредитива или гарантии банка, при наличии полиса по страхованию экспортного контракта, выданного в установленном порядке;
- 60 дней со дня фактического экспорта товаров, работ и услуг - для остальных экспортеров.

Таким образом, теперь срок поступления дебиторской задолженности унифицирован и увеличен с 60—90 дней до 120 дней с даты отгрузки продукции на экспорт. При этом действующие сроки поступления оплаты 180 дней сохраняются по отгрузкам учредителей — резидентов Республики Узбекистан в адрес организаций за рубежом (торговых домов, торговых представительств, дочерних предприятий, фирменных магазинов, дилерских сетей и консигнационных складов), а также членов Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан — в адрес торгово-инвестиционных домов Палаты.

 1.Субъектам предпринимательства предоставлено право осуществлять экспорт товаров, работ и услуг,  за иностранную валюту без предварительной оплаты, открытия аккредитива, оформления гарантии банка и наличия полиса по страхованию экспортного контракта от политических и коммерческих рисков
Исключение составили экспортные поставки свежей плодоовощной продукции[i], а так же товары, указанные в приложении к данному Постановлению (так называемые сырьевые товары).

Напомним, что раннее, Указом Президента от 25.05.2017 г. №УП-5057,  уже было введено право экспорта товаров без предварительной оплаты, открытия аккредитива, оформления гарантии банка и наличия полиса по страхованию экспортного контракта от политических и коммерческих рисков. Однако эта норма действовла при соблюдении следующих условий:

- речь шла о товарах собственного производства (за исключением свежей плодоовощной продукции, винограда, бахчевых культур, а также сырьевых товаров, указанных в приложении N 2 к Указу Президента от 10 октября 1997 года N УП-1871):
- сумма контракта не должна была превышать в эквиваленте 100 тыс. долларов США;
- обязательное поступление валютной выручки должно было быть обеспечено в течение 90 дней со дня фактического экспорта товаров.

Теперь же все данные условия упразднены. 

Так же Постановлением определено, что  экспорт товаров, работ и услуг может осуществляться в соответствии с указанными  условиями (то есть без предварительной оплаты, открытия аккредитива, оформления гарантии банка и наличия полиса по страхованию экспортного контракта от политических и коммерческих рисков) только при отсутствии у субъекта предпринимательства просроченной дебиторской задолженности по ранее осуществленным экспортным операциям. Однако даже при наличии просроченной дебиторской задолженности само право на экспорт в целом не утрачивается, просто в этом случае осуществляться экспорт должен только на условиях предварительной оплаты, открытия аккредитива, а также при наличии гарантии банков покупателя или полиса страхования экспортных контрактов от политических и коммерческих рисков. 

Ответственность за образование просроченной дебиторской задолженности по внешнеторговым операциям несут непосредственно субъекты предпринимательства; 

   3.Таможенное оформление на экспорт, за исключением сырьевых товаров, указанных в приложении к Постановлению, а также товаров, экспортируемых на основании инвойса, осуществляется без справки о расчетах в Единой электронной информационной системе внешнеторговых операций (далее – ЕЭИСВО). 

   4. В случае возникновения действий непреодолимой силы (форс-мажор) срок поступления выручки в иностранной валюте продлевается на период длительности действия непреодолимой силы, подтвержденный уполномоченным органом государства, где это действие имело место; 

   5.При поступлении на счет экспортера товаров, работ и услуг суммы страхового возмещения (в национальной и/или иностранной валютах) по полису страхования экспортного контракта, сумма дебиторской задолженности по данному экспортному контракту для целей применения финансовых санкций уменьшается на сумму поступившего страхового возмещения. То есть предусмотрено уменьшение суммы дебиторской задолженности по экспортному контракту на сумму поступившего страхового возмещения на счет экспортера товаров, работ и услуг; 

     6.Отменено требование по выдаче разрешения органами государственной таможенной службы на реэкспорт товаров, находящихся под таможенным режимом «временный ввоз»; 

     7.Введено право субъектов предпринимательства осуществлять экспорт товаров (за исключением сырьевых товаров), работ и услуг без заключения экспортного контракта, на основании инвойсов, с внесением информации в ЕЭИСВО после осуществления 100% предоплаты на счета экспортеров в банках Узбекистана. 

Касательно импорта.

 1.Установлено, что на импортеров распространяется мера ответственности за образование просроченной дебиторской задолженности по импортным операциям, применяемая в отношении экспортеров, допустивших просроченную дебиторскую задолженность по экспортным операциям;

 2.Отменено требование по обязательному представлению импортерами экспортной грузовой таможенной декларации для подтверждения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Узбекистана с применением льгот по таможенным платежам;

 Другим важным документов сфере внешнеэкономической деятельности стал Указ  Президента №УП-5215  от 03.11.2017 г. «О мерах по упорядочению лицензирования экспорта и импорта специфических товаров, а также регистрации экспортных и экспертизы импортных контрактов», в соответствии с которым с 10 ноября 2017 года изменено правовое регулирование по указанным в наименовании указа вопросам. 

Отметим, что сам вопрос лицензирования регулируется соответствующим Положением, принятым  во исполнение постановления Кабинета Министров  Республики Узбекистан  от 31  марта 1998  года N 137 "О дополнительных мерах по либерализации внешнеторговой  деятельности в Республике Узбекистан". Данное Положение определяет  порядок лицензирования  экспорта и импорта только тех товаров,  перечень которых определен приложением  N 1 к Указу Президента Республики Узбекистан  от  10.10. 1997 г. N  УП-1871.  Экспорт  и  импорт  всей остальной продукции (работ, услуг) осуществляется без лицензирования.

Касательно лицензирования экспорта-импорта специфических товаров 

  Во-первых, из перечня лицензируемых товаров исключены ювелирные изделия, изделия из драгоценных металлов, драгоценные камни и изделия из них.
  Во-вторых, функции по лицензированию экспорта и импорта так называемых «специфических товаров», указанных в приложении к Указу, переданы от Министерства внешней торговли Информационно-аналитическому департаменту по вопросам развития внешнеторговой деятельности, экспортного потенциала отраслей экономики и территорий республики  Кабинета Министров.  

Касательно импортных операций

1.Экспертизу импортных контрактов, заключённых по итогам прямых переговоров и суммой, превышающей в эквиваленте 100 тысяч долларов США по одному контракту, финансируемых за счет средств:

  •  Государственного бюджета Республики Узбекистан или
  • Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан или
  •  кредитов (займов), привлеченных Республикой Узбекистан (Правительством Республики Узбекистан) или под ее гарантию (за исключением рефинансируемых коммерческими банками), или
  • хозяйствующих субъектов, доля государства в уставном капитале которых составляет более 50%, или
  •  юридических лиц, у которых в уставном капитале более 50% доли принадлежит хозяйствующим субъектам с долей государства более 50%, -- проводится Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям. 

2.Аналогичным образом экспертиза тендерной (конкурсной) документации или оценка тендерных (конкурсных) предложений в рамках тендерных (конкурсных) торгов суммой, превышающей в эквиваленте 100 тысяч долларов США по одному тендеру (конкурсу), финансируемых за счет средств:

  • Государственного бюджета Республики Узбекистан или
  •  Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан или
  • кредитов (займов), привлеченных Республикой Узбекистан (Правительством Республики Узбекистан) или под ее гарантию (за исключением рефинансируемых коммерческими банками), или
  •  хозяйствующих субъектов, доля государства в уставном капитале которых составляет более 50%, или
  •  юридических лиц, у которых в уставном капитале более 50% доли принадлежит хозяйствующим субъектам с долей государства более 50%, -- осуществляется Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям. При этом, постановка на учет импортных контрактов, заключенных по результатам тендерных (конкурсных) торгов, осуществляется уже без проведения их дополнительной экспертизы. 

Таким образом, в целях исключения дублирующих процедур Указом предусматривается упрощение и внесение изменений в действующий порядок экспертизы импортных контрактов в Государственном комитете Республики Узбекистан по инвестициям. В частности, отменена процедура экспертизы импортных контрактов, заключенных с суммой менее 100 тысяч долларов США. 

Касательно экспортных операций 

На Министерство внешней торговли возложена регистрация экспортных контрактов (кроме биржевых):

  • заключенных на основании решений Правительства и межправительственных соглашений;
  • на экспорт товаров (работ, услуг), включенных в Приложение №2 к Указу. 

Соответственно, в связи с данным Указом в ближайшее время следует ожидать новые положения, регулирующие:

- выдачи лицензии на экспорт и импорт специфических товаров;
- экспертизы импортных контрактов и тендерной (конкурсной) документации, а также оценки тендерных (конкурсных) предложений;
- регистрации экспортных контрактов.


[i] См.  публикацию «Об экспорте овощей и фруктов" от 09.11.2017 г

 

Поделиться с друзьями