Инвестиционный юридический обзор от Адвокатской Фирмы

Об экспорте овощей и фруктов.

Об экспорте овощей и фруктов.

Как показывают проводимые реформы, государство нацелено сделать Узбекистан одним из крупнейших в мире экспортеров свежей и переработанной плодоовощной продукции. В рамках Стратегии действий по 5 приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017—2021 годах, утвержденной Президентом Республики Узбекистан 07.02.2017 г., предусмотрена реализация 434 проектов, направленных на модернизацию и интенсивное развитие сельского хозяйства. До 2020 года предусмотрено создание 14 торгово-логистических центров в регионах по переработке, хранению, упаковке и экспорту плодоовощной продукции мощностью свыше 310 тыс. тонн. При их организации внимание уделяется наличию соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей качественную перевозку, хранение, сортировку, калибровку, упаковку, сертификацию, а также экспорт. Таким образом, к 2017–2021 годам ожидается увеличение производства пищевой продукции в 1,4 раза, плодоовощной переработанной продукции – в 2 раза, экспорта плодоовощной продукции в 2,3 раза.
Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-3077 от 21.06.2017 г. «О мерах по дальнейшей поддержке отечественных организаций-экспортеров и совершенствованию внешнеэкономической деятельности», можно сказать, открыло собой новый этап в развитии производства и экспорта сельскохозяйственной продукции в Узбекистане. Одной из мер принятых в данном Постановлении стало предоставление предпринимателям  возможности самостоятельно экспортировать свежую плодоовощную продукцию, виноград и бахчевые культуры. Если ранее монополия в данном секторе принадлежала АО «Узагроэкспорт», то теперь экспорт такой продукции возможен всеми субъектами предпринимательства на основе прямых договоров.
Такая мера направлена на стимулирование увеличения объемов производства фермерскими и дехканскими хозяйствами, повышение конкурентоспособности плодоовощной продукции и расширение географии экспорта страны. Тем более принятый шаг государства в этом направлении стал более эффективным с отменой для всех экспортеров с 1 августа 2017 года требований по обязательной продажи валютной выручки 25% (Постановление Президента РУз № ПП-3157 от 28 июля 2017 года «О дополнительных мерах по стимулированию отечественных предприятий-экспортеров»).

Однако заключаться такие договоры должны только на условиях 100-процентной предоплаты. 

Другими весьма существенными изменениями в законодательстве, влияющими положительно на развитие экспорта сельхозпродукции явилось и то, что Постановлением №ПП-3077 от 21.06.2017 г. в отношении экспорта в целом установлено:

  • для организаций, экспортирующих товары собственного производства за иностранную валюту по ценам ниже себестоимости на основании решений Специальной экспертной комиссии по рассмотрению вопросов экспорта продукции по реально складывающимся на мировом рынке ценам, в том числе ниже себестоимости, созданной постановлением Президента Республики Узбекистан от 26 марта 2012 года №ПП-1731, выручка от реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения определяется исходя из фактической цены реализации товаров (работ, услуг). То есть норма статьи 130 НК РУз, определяющая, что при реализации товаров (работ, услуг) по ценам ниже себестоимости или цены приобретения товаров для целей налогообложения выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из себестоимости товаров (работ, услуг) или цены приобретения товаров, в данном случае не применяется, что снижает налоговую нагрузку для предприятий, которые в условиях неблагоприятной конъюктуры внешнего рынка вынуждены экспортировать товары собственного производства по ценам ниже себестоимости.
  •  льготы и преференции, как налоговые так и административные, действующие для организаций-экспортеров продукции собственного производства, распространяются теперь на организации, осуществляющие экспорт продукции, собственниками которой они являются. То есть если раннее одним из главных проблемных вопросов для экспортеров был вопрос доказать «собственность» продукции, в смысле свое участие в технологическом процессе производства то теперь достаточно быть собственником экспортируемой продукции. В частности например, такое положение позволяет всем собственникам экспортируемой продукции применять льготу в виде снижения ставки ЕНП в зависимости экспорта за СКВ в общем объеме реализации на 30 или на 50% (пункт 1 Указа Президента от 5.06.2000 г. N УП-2613).

Следующим шагом поддержки экспортеров плодоовощной продукции стало Постановление Президента №ПП-3377 от 06.11.2017 г. «О дополнительных мерах по поддержке отечественных экспортеров плодоовощной продукции, винограда, бахчевых культур, бобовых, а так же сушеных овощей и фруктов».
В соответствии с данным Постановлением, хозяйствующим субъектам предоставлено право осуществлять экспорт плодоовощной продукции без заключения экспортного контракта (договора) на основании инвойса при соблюдении следующих условий:

     сумма поставки не превышает в эквиваленте 20 тысяч долларов США на день оформления экспортной таможенной декларации;
   получение 100% предварительной оплаты в иностранной валюте от нерезидентов Республики Узбекистан на счета в уполномоченных коммерческих банках Республики Узбекистан, в том числе в форме банковского перевода, оплаты по международным банковским картам, а также внесения наличных средств в национальной валюте, приобретенных в обменных пунктах коммерческих банков;
    внесение данных об экспортной поставке в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций.

    Кроме того, экспортерам предоставлено право проводить корректировку фактурной стоимости экспортированной плодоовощной продукции в пределах установленных законодательством нормативов естественной убыли при ее хранении, транспортировке и реализации. С этой целью уполномоченными министерствами и ведомствами будут разработаны соответствующие нормативы и порядок корректировки фактурной стоимости экспортированной плодоовощной продукции. Данная мера позволит решить проблемный вопрос возможности учета таможенными органами естественной убыли такой продукции, что раннее приводило к возникновению необоснованной дебиторской задолженности.

  Так же Постановлением определено, что с 15 ноября 2017 года: 

   при приобретении юридическими лицами у физических лиц плодоовощной продукции для дальнейшего экспорта льгота по налогу на доходы физических лиц применяется без представления физическими лицами документа, подтверждающего, что реализованная продукция произведена на выделенных им или членам их семей земельных участках. Данная льгота предусмотрена пунктом 12 статьи 179 НК РУз: доходы от продажи выращенных в домашнем хозяйстве, включая дехканское, продукции растениеводства в натуральном и переработанном виде не подлежат налогообложению. Раннее согласно Налоговому кодексу, данные доходы освобождались от налогообложения при условии предоставления налогоплательщиком документа установленной формы, выданного соответствующим органом государственной власти на местах, органом самоуправления граждан, правлением садового, виноградарского или огороднического товарищества, подтверждающего, что реализованная продукция произведена налогоплательщиком на выделенном ему или членам его семьи земельном участке.

     при наличии у экспортера просроченной дебиторской задолженности по ранее осуществленным экспортным поставкам вывоз товаров не разрешается в адрес только того иностранного покупателя, у которого имеется просроченная дебиторская задолженность. Такая норма является исключением для экспортеров плодоовощной продукции, поскольку по общему правилу при образовании просроченной дебиторской задолженности право на экспорт сохраняется (Постановление Президента от 03.11.2017 г.  «О мерах по дальнейшей либерализации внешнеторговой деятельности и поддержке субъектов предпринимательства»); 

    оформление грузовой таможенной декларации на экспорт плодоовощной продукции осуществляется после составления акта досмотра в срок не более 3 часов;

    срок выдачи сертификата, необходимого для экспорта плодоовощной и скоропортящейся продукции, сокращен до одного рабочего дня с момента предоставления экспортером документов.

 Касательно же вопроса    стабильного обеспечения населения Узбекистана плодоовощной  продукцией, стоит отметить Постановление Президента от 20.10.2017 г. № ПП–3344 «О дополнительных мерах по обеспечению продовольственной безопасности в республике и дальнейшему совершенствованию деятельности Ассоциации «Узбекозиковкатзахира».

   В соответствии с данным Постановлением, с 1 ноября 2017 г. деятельность заготовительных организаций, входящих в состав Ассоциации, приравнивается к торговой деятельности. Соответственно они будут облагаться как предприятия торговли – единым налоговым платежом. Объектом обложения единым налоговым платежом по данному виду деятельности является товарооборот, облагаемый по ставкам, установленным для соответствующих видов торговой деятельности.
При этом в части товарооборота по реализации сельскохозяйственной продукции эти организации освобождаются сроком на 5 лет от уплаты единого налогового платежа.

Средства, высвобождаемые в связи с предоставлением вышеуказанной льготы, распределяются так:

  • 50% – Ассоциации  для финансирования строительства и модернизации складских помещений, картофелехранилищ и холодильных камер, а так же оснащения оборудованием по переработке и фасовке продовольственных товаров;
  • 50% – остаются в распоряжении организаций и используются на финансирование закупки, закладки и хранения плодоовощной продукции, а так же для погашения привлеченных кредитов.

 

Поделиться с друзьями