Инвестиционный юридический
обзор от Адвокатской фирмы

Регулирование оборота крипто-активов в Узбекистане

Регулирование оборота крипто-активов в Узбекистане

 
3 июля 2018 года
было принято Постановление Президента Узбекистана за № ПП-3832 «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан», которым одной из важнейших задач по развитию цифровой экономики было определено внедрение и развитие деятельности в области оборота крипто-активов, включая майнинг, смарт-контракты, консалтинг, эмиссию, обмен, хранение, распределение, управление, страхование, крауд-фандинг, а также технологий "блокчейн" для диверсификации различных форм инвестиционной и предпринимательской деятельности.  

Постановлением определены следующие основные моменты: 
- операции юридических и физических лиц, связанные с оборотом крипто-активов, в том числе осуществляемые нерезидентами, не являются объектами налогообложения, а доходы, полученные по данным операциям, не включаются в налогооблагаемую базу по налогам и другим обязательным платежам;
- на валютные операции, связанные с оборотом крипто-активов, проводимые лицами, получившими в установленном порядке лицензию на осуществление деятельности в области оборота крипто-активов, не распространяются нормы законодательства о валютном регулировании;
- с 1 октября 2018 года вводится порядок, в соответствии с которым деятельность в области оборота крипто-активов, включая создание крипто-бирж по торговле крипто-активами, подлежит лицензированию;
- уполномоченным органом в сфере внедрения и развития цифровой экономики, а также органом по лицензированию деятельности в области оборота крипто-активов установлено Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан.

2 сентября 2018 года было принято Постановление Президента за № ПП-3926 «О мерах по организации деятельности крипто-бирж в Республике Узбекистан», которым установлены следующие основные моменты:
- крипто-биржей признается организация, предоставляющая электронную площадку для обмена, покупки и продажи крипто-активов;
- крипто-активом является совокупность записей в блокчейне, имеющая ценность и владельца;
- на деятельность по обороту крипто-активов и крипто-бирж не распространяется законодательство о ценных бумагах, биржах и биржевой деятельности;
- лицензия на осуществление деятельности крипто-бирж выдается исключительно иностранным юридическим лицам посредством открытия дочерних или иных предприятий на территории Республики Узбекистан;
- для осуществления промышленного майнинга (использование свыше 100 КВт/ч) земельные участки предоставляются без проведения электронного аукциона на специальных территориях, определяемых АО "Узбекэнерго" и АО "Узбекгидроэнерго" по согласованию с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан, председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента соответственно;
- крипто-биржам предоставлены права получать за оказываемые услуги вознаграждение, в том числе крипто-активами, устанавливать его размер и порядок взимания с участников торгов (клиентов), организовывать биржевые сделки с резидентами и нерезидентами Республики Узбекистан, направленные на приобретение и (или) отчуждение крипто-активов за национальную и иностранную валюту, а также обмен крипто-активов на иные крипто-активы;
- размеры и порядок уплаты государственной пошлины за выдачу лицензии на осуществление деятельности крипто-бирж определяется Национальным агентством проектного управления.

  22 января 2019 года Национальным агентством проектного управления было принято Положение «О порядке лицензирования деятельности крипто-бирж», которым установлены следующие основные моменты:
- лицензия на осуществление деятельности крипто-биржи выдается исключительно иностранным юридическим лицам посредством открытия ими дочерних или иных предприятий на территории Республики Узбекистан;
- дочернее или иное предприятие иностранного юридического лица осуществляет деятельность на основании лицензии, выданной иностранному юридическому лицу;
- не допускается участие в уставных капиталах (фондах) дочерних или иных предприятий иностранных юридических лиц, имеющих лицензии, юридических лиц - резидентов Республики Узбекистан;
-  лицензия выдается на неопределенный срок;
-  передача лицензии другому юридическому лицу запрещается.
- уставный фонд крипто-биржи формируется только из денежных средств его учредителей. Использование для формирования уставного фонда крипто-биржи средств, полученных в кредит, под залог, и других привлеченных средств не допускается.

  Кроме этого Положением были установлены следующие лицензионные требования и условия для осуществления деятельности крипто-бирж:

- наличие сформированного уставного фонда в размере не менее тридцати тысяч минимальных размеров заработной платы в виде денежных средств на дату подачи заявления, из которых двадцать тысяч резервируются на отдельном счете в коммерческом банке Республики Узбекистан;
- наличие функционирующей электронной системы крипто-биржевых торгов, размещенной на серверах, находящихся на территории Республики Узбекистан, и соответствующей требованиям, предусмотренным в настоящем Положении;
- наличие правил крипто-биржевой торговли, в которых в обязательном порядке предусматриваются:
порядок допуска к крипто-биржевым торгам участников;
-меры, направленные на обеспечение выполнения требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма;
-процедуры допуска к обращению и исключению из обращения крипто-активов;
-порядок осуществления и регистрации операций с крипто-активами;
-порядок взаимных расчетов участников крипто-биржевой торговли при заключении сделок;
-размер платы за пользование услугами крипто-биржи и порядок его определения;
-меры по предотвращению манипулирования ценами на крипто-бирже и неправомерного использования конфиденциальной информации;
-запрет на использование крипто-активов в противоправных целях;
- осуществление котировки на крипто-активы на основе соотношения спроса и предложения по ним;
- хранение в течение пяти лет информации об операциях с крипто-активами клиентов, а также их идентификационных данных и материалов по взаимоотношениям с клиентами, включая деловую переписку;
- соблюдение законодательства Республики Узбекистан в сфере оборота крипто-активов;
- представление по требованию лицензирующего органа информации, связанной с осуществлением деятельности крипто-биржи.

   До 2018 года Законодательство Узбекистана не регламентировало деятельность, связанную с оборотом криптоактивов. Указанные в настоящей статье нормативные акты  тоже не дают ответы на все вопросы, так как в частности отсутствует само определение «Оборота крипто активов», в то время как Законодательство содержит требования о лицензировании такой деятельности, а регламентирует порядок получения лицензий только на деятельность крипто-бирж. Таким образом, лица, занимающиеся бизнесом, связанным с криптоактивами, но не планирующие создание крипто- биржи, потенциально находятся в зоне риска, так как Законодательство устанавливает административную и уголовную ответственность за занятие деятельностью без лицензии. Однако, даже при наличии множества спорных моментов, заметна воля законодателя в урегулировании расматриваемого в данной статье вопроса, что дает основания полагать, что в скором будущем все вопросы, связанные с оборотом криптоактивов в Узбекистане будут надлежаще регламентированы.

 

 

Поделиться с друзьями