Инвестиционный юридический
обзор от Адвокатской фирмы

Государственно-частное партнерство в Республике Узбекистан: что изменилось?

Государственно-частное партнерство в Республике Узбекистан: что изменилось?

  Участие государства в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных основаниях с другими участниками установлено статьей 79 Гражданского Кодекса РУз. При этом предусмотрено, что от имени государства в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, участвуют органы государственной власти и управления и иные специально уполномоченные ими органы.
Одной из форм такого взаимодействия государства и частного бизнеса является государственно-частное партнерство (ГЧП).  Закон РУз «О государственно-частном партнерстве» был принят 10 мая 2019г. Специальный орган – Агентство по развитию ГЧП, определяющее единую политику ГЧП в республике, рассматривающее проекты, согласовывающее тендерную документацию и соглашения о ГЧП, было создано еще ранее, Указом Президента РУз от 20 октября 2018г.
До разработки и вступления в силу специального Закона о ГЧП, в Узбекистане механизмы такого партнерства уже применялись, в сфере дошкольного образования,  строительства дорог, строительства и реконструкции объектов социальной сферы и т.п.
После издания Закона о ГЧП новые проекты стали регулироваться новым Законом, при применении которого возникало немало вопросов, требующих четкой регламентации, а также приведения норм действующего законодательства в соответствие с Законом о ГЧП.
22 января 2021г. был принят Закон РУз «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательства о государственно-частном партнерстве».
Так, Закон о ГЧП стал регулировать также отношения в области концессий,   реализация концессионных проектов, а также заключение концессионных договоров теперь осуществляются в порядке, установленном законом для проектов государственно-частного партнерства, концессия согласно нововведениям, является формой государственно-частного партнерства.  Закон Республики Узбекистан от 30 августа 1995 года № 110-I «О концессиях» признан утратившим силу.
Изменения коснулись основных понятий, применяемых в Законе о ГЧП: земельные участки включены в объекты ГЧП, уточнены понятия «частный партнер», «концепция проекта государственно-частного партнерства», введены определения «специальная проектная компания», «претендент».
Функции Агентства по развитию ГЧП при Министерстве финансов РУз дополнены, к ним отнесены ведение переговоров с международными финансовыми институтами, международными и местными консалтинговыми и проектными организациями о предоставлении консультационных и аудиторских услуг в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства, а также заключение договоров;  на Агентство также возложено заключение договора о взимании с победителя тендера или участника прямых переговоров разового платежа за успешное оформление соглашения о государственно-частном партнерстве в размере, установленном Кабинетом Министров РУз.
Законом введена новая статья, определяющая участие и полномочия органов государственной власти на местах в области ГЧП, среди которых - выделение земельных участков без проведения аукциона на срок, определенный в соглашении о государственно-частном партнерстве, в целях реализации проектов государственно-частного партнерства.
Согласно нововведениям, частный партнер не вправе передавать предоставленное ему на условиях государственно-частного партнерства право пользования земельным участком другим юридическим и физическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 35  Закона, которая теперь позволяет частному партнеру предоставлять своим кредиторам любые виды или формы обеспечения, включая право пользования земельным участком.
Нововведениями уточнено, что в концепцию проекта государственно-частного партнерства могут вноситься изменения и (или) дополнения.
Также конкретизирован перечень сведений о проектах государственно-частного партнерства, размещаемых на официальных веб-сайтах государственного партнера и уполномоченного государственного органа, включена оговорка о случаях, связанных с государственными секретами.
Скорректирована процедура проведения тендера на право заключения соглашения о ГЧП, тендерная документация и проект соглашения о ГЧП согласовываются с уполномоченным государственным органом, если стоимость проекта ГЧП превышает один миллион долларов США, срок продления государственным партнером последнего срока представления тендерных предложений сокращен до пятнадцати календарных дней, вместо тридцати дней.
Перечень оснований для заключения соглашения о ГЧП без проведения тендера на основе проведения прямых переговоров дополнен случаями, определенными постановлениями Кабинета Министров РУз.
Нововведениями предусмотрена возможность заключения соглашения о ГЧП со специальной проектной компанией; в соглашение о ГЧП, в установленном порядке, могут быть внесены дополнительные сведения (условия), кроме перечисленных в статье 27 Закона. В новой редакции изложена статья 29, ранее содержавшая основания изменения, дополнения или расторжения соглашения о ГЧП, теперь статьей предусматривается порядок изменения, дополнения или расторжения соглашения: государственным партнером и частным партнером самостоятельно – по проектам стоимостью до одного миллиона долларов США, по согласованию с Агентством по развитию ГЧП – по проектам стоимостью свыше одного миллиона долларов США, по согласованию с Кабинетом Министров РУз - по проектам государственно-частного партнерства общей стоимостью свыше десяти миллионов долларов США.
Одна из основных статей Закона, которой определены гарантии прав частного партнера, претерпела существенные изменения. Так, согласно ранее действовавшей редакции, в случае, если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования в объект государственно-частного партнерства, то к частному партнеру в течение десяти лет с даты заключения соглашения о ГЧП применялось законодательство, действовавшее на дату его заключения. Кроме того, частный партнер имел право по своему усмотрению применять те положения нового законодательства Республики Узбекистан, которые улучшают условия его инвестирования в объект государственно-частного партнерства.
Согласно новой редакции,  если изменение законодательства РУз, действовавшего на дату заключения соглашения о ГЧП, напрямую влечет увеличение расходов частного партнера или уменьшение его доходов в рамках проекта ГЧП, частный партнер, исходя из осуществляемого проекта, вправе требовать компенсационного увеличения платы за доступность объекта ГЧП и (или) платы за пользование, а также требовать от государственного партнера разовой компенсационной выплаты и (или) внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в соглашение о ГЧП, если это предусмотрено соглашением о ГЧП. Порядок, условия, ограничения и исключения применения этих гарантий определяются в соглашении о ГЧП.
Также предусмотрено, что гарантии не применяются в случае изменения законодательства РУз, предусматривающего изменение налогов и сборов, после заключения соглашения о ГЧП, за исключением дискриминационных изменений по отношению к определенному проекту (проектам) государственно-частного партнерства.
Статья 38 Закона, содержащая перечень видов государственной поддержки ГЧП, изложена в новой редакции. Так, теперь со стороны государства могут быть предоставлены дополнительные гарантии по взаимной договоренности в целях обеспечения исполнения обязательств инвесторами. Заключаемые на практике соглашения о государственной поддержке нашли отражение в этой статье Закона: соглашением о государственной поддержке является письменное соглашение, заключаемое между Республикой Узбекистан и частным партнером, которое предусматривает предоставление дополнительных гарантий и поддержки (льгот и преференций) частному партнеру и (или) кредиторам. Соглашение о государственной поддержке для реализации проектов ГЧП подписывается от имени РУз Министерством финансов Республики Узбекистан. Соглашение о государственной поддержке вступает в силу со дня принятия постановления Президента РУз или постановления Кабинета Министров РУз об утверждении соглашения о государственной поддержке, если иное не предусмотрено постановлением Президента РУз или постановлением Кабинета Министров РУз.
Нововведениями предусмотрено, что любые виды дополнительных гарантий и (или) поддержки, прямо или косвенно влияющие на Государственный бюджет РУз, должны быть согласованы с Министерством финансов РУз до утверждения концепции проекта ГЧП. Налоговые льготы и преференции устанавливаются в порядке, предусмотренным Налоговым кодексом РУз.
Таким образом, изменения, внесенные в Закон о ГЧП, более четко регламентировали порядок ведения проектов на условиях ГЧП, что, на наш взгляд, может сыграть положительную роль в ведении переговоров с финансовыми институтами для привлечения финансирования. Также из положительных моментов можно назвать то, что новый Закон предоставляет сторонам государственно-частного партнерства больше возможностей для закрепления их договоренностей и условий взаимодействия в соглашении о ГЧП. Практика применения обновленных правовых норм законодательства о ГЧП позволит в дальнейшем сделать объективные выводы и, возможно, потребует еще дополнительных корректировок в регулировании этой самой востребованной на сегодняшний день сфере – государственно-частного партнерства.

 

Поделиться с друзьями