Инвестиционный юридический
обзор от Адвокатской фирмы

Новое в защите права частной собственности в Узбекистане

Новое в защите права частной собственности в Узбекистане

 20 ноября 2019 года принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему улучшению бизнес-среды и совершенствованию системы поддержки предпринимательства в стране», в котором делается особый акцент на защиту частной собственности и прав лиц, приобретающих государственные активы.
 Давайте разберемся, что нового содержит указанное Постановление относительно защиты прав лиц, приобретающих объекты государственной собственности.
 Необходимо отметить, что вопрос защиты прав инвесторов, приобретающих государственные активы ранее уже был закреплен в Законе  «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников» в редакции от 24.09.2012 года, часть 3 статьи 24 которого устанавливала:
 «Не допускается инициирование вопросов по пересмотру и отмене результатов приватизации государственными, в том числе контролирующими и правоохранительными органами, а также судом по имуществу, приватизированному после вступления в силу настоящего Закона». 
 Впоследствии, Законом от 13.06.2017 года данная статья была изменена и изложена в следующей редакции:
 «Запрещается инициирование вопросов по пересмотру и отмене результатов приватизации, включая результаты оценки стоимости объектов государственными, в том числе контролирующими, правоохранительными органами и судами».  
 Вместе с тем, на практике инвесторы сталкивались с вопросом игнорирования государственными органами и судами вышеуказанных положений Закона. 
 Постановление Президента Республики Узбекистан от 20 ноября 2019 года предусматривает:
 «Установить, что инициирование вопросов по пересмотру и отмене результатов разгосударствления и приватизации, включая результаты оценки стоимости объектов государственными, в том числе контролирующими, правоохранительными органами и судами, квалифицируется как нарушение неприкосновенности частной собственности, такие дела не принимаются к рассмотрению».
 Кроме того, Постановлением Президента дается поручение Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан усилить надзор за неукоснительным соблюдением законодательства о защите частной собственности и гарантиях прав собственников, обеспечить неотвратимость ответственности, вплоть до привлечения к уголовной ответственности, должностных лиц уполномоченных государственных органов за инициирование пересмотра и отмены результатов разгосударствления и приватизации.
 Как видно, Государство устанавливает все более жесткие меры по защите инвесторов, без которых невозможно сделать Узбекистан привлекательным для инвестирования.
 Кроме того, существует вопрос, с которым сталкиваются многие, особенно иностранные, инвесторы при приобретении объектов государственной собственности.
Орган, уполномоченный на продажу государственных активов при обсуждении договора о реализации государственной собственности, как правило, не соглашается на установление подсудности в иностранных, международных Арбитражах, и предусматривает разрешение споров в Экономических судах Узбекистана, что нередко рассматривается инвесторами как серьезный риск и приводит к отказу от заключения сделки.
 Закрепление в Законодательстве рекомендаций Органу, уполномоченному на реализацию госактивов, по предложению инвестора устанавливать в договорах о приватизации объектов государственной собственности подсудность в международном коммерческом Арбитражном суде, позволит снизить риски и повысит доверие потенциальных инвесторов.
 Адвокатская Фирма Legate подготовила соответствующие предложения о внесении изменений в Законодательство относительно подсудности по договорам о приватизации объектов государственной собственности.

 

 

Поделиться с друзьями