Не пустовать вам!
В последнее время вопросы, относящиеся к праву собственности, являются, пожалуй, самыми актуальными вопросами для наших соотечественников, а также иностранных инвесторов.
К числу таковых также относится порядок правового регулирования использования предпринимателями производственных площадей.
Практика показывает, что собственники нежилых объектов зачастую не придают значения особенностям регулирования прав собственника в РУз, что приводит к серьезным правовым последствиям.
Вопрос регулируется следующими Постановлениями Президента РУз:
1) № ПП-2796 от 23.02.2017г. «О мерах по дальнейшему стимулированию использования предпринимателями производственных площадей»;
2) № ПП-3541 от 19.02.2018г. «О дополнительных мерах по усилению контроля за рациональным , целевым и эффективным использованием собственниками неиспользуемых производственных площадей»;
3) № ПП-3928 от 04.09.2018г. «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования производственных площадей».
В вышеназванные Постановления в период с 06.07.2017г. по 18.12.2018г. вносились изменения следующими нормативными актами:
- Указом Президента РУз от 06.07.2017 г. N УП-5111;
- Указом Президента РУз от 16.10.2017 г. N УП-5204;
- Постановлением Президента РУз от 19.02.2018 г. N ПП-3541;
- Указом Президента РУз от 18.07.2018 г. N УП-5483;
- Постановлением Президента РУз от 04.09.2018 г. N ПП-3928;
- Постановлением Президента РУз от 18.12.2018 г. N ПП-4064.
Итак, на сегодняшний день в РУз действует «механизм по ускоренному вовлечению в хозяйственную деятельность ранее приватизированных объектов (далее - неиспользуемые объекты)», суть которого заключается в следующем.
1. Образованы Межведомственные комиссии (в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте) и рабочие группы (в районах (городах)), которые:
- выявляют неиспользуемые объекты на соответствующей территории с формированием их перечня по итогам постоянного мониторинга;
- разрабатывают совместно с собственниками "дорожные карты" и инвестиционные проекты по восстановлению деятельности неиспользуемых объектов, организации производства и созданию новых рабочих мест, а также их утверждают;
- выносят заключения о применении предусмотренных законодательством мер воздействия в отношении собственников неиспользуемых объектов, не представивших предложения по восстановлению их деятельности или не реализующих утвержденные "дорожные карты”.
2. К «неиспользуемым объектам» относятся:
- ранее приватизированные здания, нежилые помещения и незавершенные строительством объекты недвижимого имущества, к которым относятся объекты недвижимого имущества, переданные государством в частную собственность (включая передачу в уставный капитал, реализацию и отчуждение иными способами), независимо от последующей смены собственников;
- пустующие объекты и неиспользуемые производственные площади, каковыми признаются объекты, производственные площади и нежилые помещения, более 50 процентов общей площади которых (в рамках контура одного здания или нежилого помещения) не задействовано в производстве товаров (работ, услуг) на момент проведения инвентаризации (за исключением предприятий, осуществляющих деятельность сезонного характера);
- незавершенные строительством объекты, к которым относятся объекты недвижимого имущества, строительство которых не завершено в нормативный срок, установленный проектно-сметной документацией, а в случае отсутствия установленного нормативного срока строительства - в течение 24 месяцев с даты начала строительства.
3. Установлен порядок, в соответствии с которым:
а) неиспользуемые объекты государственной собственности подлежат в установленном порядке реализации, передаче на основе государственно-частного партнерства, в том числе в аренду;
б) к частным собственникам неиспользуемых объектов применяются следующие меры воздействия:
- к юридическим лицам - переход от упрощенного порядка налогообложения к уплате налогов и других обязательных платежей в общеустановленном порядке;
- к юридическим и физическим лицам - уплата налога на имущество и земельного налога в двукратном размере, по истечении 6 месяцев - в пятикратном размере, по истечении 12 месяцев и в последующем - в десятикратном размере к установленным ставкам;
- приостановление действия льгот и преференций по налогам, предоставленных законодательством.
Если проанализировать изменения, которые вносились, как было указано выше, в период с 06.07.2017г. по 18.12.2018г., то можно прийти к выводу о том, что, в основном, изменениям подверглись положения, касающиеся понятия неиспользуемых объектов и применяемые в отношении собственников таких объектов меры воздействия.
Динамика таких изменений представлена в Таблице (прилагается).
На момент подготовки данной публикации вышло новое Постановление Кабинета Министров РУз № 666 от 13.08.2019г. «О мерах по повышению эффективности использования производственных площадей», согласно которому к пустующим объектам и неиспользуемым производственным площадям относятся:
- объекты, незаконченные строительством в установленные сроки на момент проведения описи;
- пустующие здания, нежилые сооружения, а также объекты, неиспользуемые производственные площади которых, составляющие более 50% от общей площади (в пределах контура одного здания или нежилого помещения), не вовлечены в производство товаров, выполнение работ или оказание услуг. Исключение – объекты, используемые для сезонной деятельности.
Согласно вышеназванному Постановлению, меры воздействия (применение повышенных ставок налога на имущество и земельного налога) к собственникам неиспользуемых объектов будут применяться государственными налоговыми органами в следующем порядке:
- до 3 месяцев «неиспользования объекта» – в 2-кратном размере;
- после 3 месяцев – в 5-кратном размере;
- после 6 месяцев – в 10-кратном размере;
- после 12 месяцев каждые последующие 12 месяцев – в 2-кратном размере последней повышенной ставки.
Постановление вступит в силу 14.11.2019 г.
Поделиться с друзьями