Инвестиционный юридический обзор от Адвокатской Фирмы

Свободные экономические зоны как важный фактор привлечения инвестиций и развития регионов страны.

Свободные экономические зоны как важный фактор привлечения инвестиций и развития регионов страны.

В настоящее время в 10 регионах Узбекистана созданы и функционируют 14 свободных экономических зон.

Если  изначально налоговый и правовой режим первых трех экономических зон отличался, и они являлись «свободными индустриально-экономическими зонами»[1], то в дальнейшем Указом Президента Республики Узбекистан № УП-4853 от 26.10.2016 г. «О дополнительных мерах по активизации и расширению деятельности свободных экономических зон», данные зоны былипереименованы в свободные экономические зоны «Навои», «Ангрен» и «Джизак» соответственно, и для них установлен единый правовой режим, унифицированы налоговые и таможенные льготы. Эти же льготы с такими же условиями их применения были предоставлены и всем в последующем созданным свободным экономическим зонам.
Таким образом, правовое регулирование деятельности свободных-экономических зон пошло по пути унификации с некоторыми особенностями деятельности каждой СЭЗ. 

 
1.     СЭЗ «Навои»

Навоийская область.

Указ Президента от 02.12.2008 г. №УП-4059

 

Направление деятельности Льготы и преференции

 производство широкого спектра высокотехнологичной, конкурентоспособной на мировых рынках продукции за счет внедрения современного зарубежного высокопроизводительного оборудования и техники, технологических линий и модулей, инновационных технологий.

Участники СЭЗ освобождены от уплаты[2]:

  1. земельного налога, налога на прибыль, налога на имущество юридических лиц, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд и внебюджетный Фонд развития материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений при Министерстве финансов Республики Узбекистан;
  2. таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за оборудование, сырье, материалы и комплектующие изделия, завозимые для собственных производственных нужд, а так же от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за строительные материалы, не производимые в республике и завозимые в рамках реализации проектов, по перечням, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

При этом в случае реализации или безвозмездной передачи оборудования, сырья, материалов и комплектующих изделий, завезенных с применением таможенных льгот, указанных в настоящем пункте, в течение 3 лет с момента их ввоза, таможенные платежи взимаются в полном объеме в порядке, установленном законодательством.

 

Установленные льготы предоставляются на срок от 3 до 10 лет в зависимости от объема внесенных инвестиций, в т.ч. в эквиваленте:

  •  от 300 тыс долларов США до 3 млн долларов США – сроком на 3 года;
  • от 3 млн долларов США до 5 млн долларов США – сроком на 5 лет;
  • от 5 млн долларов США до 10 млн долларов США – сроком на 7 лет;
  • от 10 млн долларов США и выше – сроком на 10 лет, с применением в течение последующих 5 лет ставки налога на прибыль и ЕНП в размере на 50% ниже действующей.

 В течение срока функционирования на территории СЭЗ действует так же особый валютный режим, упрощенный порядок въезда, пребывания и выезда, а также получения разрешения на осуществление трудовой деятельности гражданам и - нерезидентами Республики Узбекистан. Хозяйствующим субъектам, зарегистрированным в СЭЗ «Навои», разрешено:  

осуществлять в пределах СЭЗ расчеты и платежи в иностранной валюте в соответствии с заключенными между ними договорами и контрактами;

оплачивать в иностранной валюте поставку товаров, работ и услуг со стороны других хозяйствующих субъектов - резидентов Республики Узбекистан;

использовать удобные для них условия и формы оплаты и расчетов за экспортируемые и импортируемые товары.

В отношении хозяйствующих субъектов, зарегистрированных в СЭЗ, не применяются акты налогового законодательства Республики Узбекистан, ухудшающие положение налогоплательщиков, за исключением актов, регламентирующих налогообложение подакцизных товаров.

 


2.     
СЭЗ «Ангрен» 

 

Ташкентская область.

Указ Президента от 13.04.2012г. №УП-4436

 

Направление деятельности Льготы и преференции

 

создание современных высокотехнологичных производств, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью

 На участников СЭЗ «Ангрен» распространяются льготы, установленные пп.3,4 УП-4853, на общих условиях.

 Так же участники СЭЗ[3]:

  • освобождаются на весь период деятельности СЭЗ от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) на завозимое сырье, материалы и комплектующие изделия в части продукции, направленной на экспорт;
  • имеют право осуществлять в пределах СЭЗ расчеты и платежи в иностранной валюте в соответствии с заключенными между ними договорами (контрактами);
  • вправе оплачивать в иностранной валюте поставку товаров, работ (услуг) со стороны других хозсубъектов-резидентов, а также использовать удобные для них условия и формы оплаты и расчетов за экспортируемые и импортируемые товары.

В отношении хозяйствующих субъектов, зарегистрированных в СЭЗ, не применяются акты налогового законодательства Республики Узбекистан, ухудшающие положение налогоплательщиков, за исключением актов, регламентирующих налогообложение подакцизных товаров.

 


3.     
СЭЗ «Джизак» 

 

Джизакская область.

Указ Президента от 18.03.2013 г. №УП-4516

 

Направление деятельности Льготы и преференции

 создание современных высокотехнологичных производств, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью

На участников СЭЗ «Джизак» распространяются льготы, установленные пп.3,4 УП-4853, а так же льготы, установленные п.5 УП-4853, на общих условиях.

 В отношении хозяйствующих субъектов, зарегистрированных в СЭЗ, не применяются акты налогового законодательства Республики Узбекистан, ухудшающие положение налогоплательщиков, за исключением актов, регламентирующих налогообложение подакцизных товаров.

 

4.       СЭЗ «Ургут»                              6. СЭЗ «Коканд»
    5.       СЭЗ «Гиждуван»                      7. СЭЗ «Хазарасп»

 

Самаркандская область, Бухарская область, Ферганская область, Хорезмская область

Указ Президента от 12.01.2017 г. №УП-4931 

 

Направление деятельности Льготы и преференции

 -   обеспечение комплексного и эффективного использования производственного и ресурсного потенциала Самаркандской, Бухарской, Ферганской и Хорезмской областей;

-   создание новых современных производств в сфере глубокой переработки, хранения и упаковки плодоовощной и сельскохозяйственной продукции, текстильной, ковроткацкой, обувной и кожгалантерейной, экологически безопасной химической, фармацевтической, пищевой, электротехнической промышленности, машиностроенияи автомобилестроения, производства строительных материалов и других направлений.

 

На участников СЭЗ распространяются льготы, установленные пп.3,4 УП-4853, а так же льготы, установленные п.5 УП-4853, на общих условиях.

Национальному банку внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан и другим коммерческим банкам рекомендовано выделять кредиты за счет собственных и иностранных кредитных линий, привлеченных без выдачи гарантии Республики Узбекистан для софинансирования инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации на территориях свободных экономических зон.

 


  8.      
СЭЗ «Нукус-фарм»                 12. СЭЗ «Бойсун-фарм»
       9.       СЭЗ «Зомин-фарм»                 13. СЭЗ «Бустонлик-фарм»
 10.    СЭЗ «Косонсой-фарм»              14. СЭЗ «Паркент-фарм»
11.    СЭЗ «Сирдарё-фарм» 

 

Республика Каракалпакстан, Джизакская область, Наманганская область, Сырдарьинская область, Сурхандарьинская область, Ташкентская область, Ташкентская область

Указ Президента от 03.05.2017 г. №УП-5032

 

Направление деятельности Льготы и преференции

-      обеспечение комплексного и эффективного использования производственного и ресурсного потенциала Республики Каракалпакстан, Джизакской, Наманганской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской и Ташкентской областей в части выращивания лекарственного растительного сырья в особых природных условиях для последующей его переработки;

-  привлечение прямых иностранных инвестиций и отечественных инвесторов для создания современных производств по выпуску фармпродукции и лекарственных средств с высокой добавленной стоимостью, в первую очередь, на базе лекарственных веществ (субстанций) и лекарственного растительного сырья, произведенных на созданных в установленном порядке плантациях;

-  создание новых современных производств и мощностей по переработке лекарственного растительного сырья и производству лекарственных средств, изделий медназначения, вспомогательных и упаковочных материалов;

-      углубление процессов локализации производства фармпродукции на базе местного лекарственного растительного сырья и материалов на основе установления тесных кооперационных связей и развития промышленной кооперации между организациями свободных экономических зон и в целом республики;

-      создание научно-исследовательских центров по изучению интродукции и культивированию лекарственного растительного сырья с опытно-экспериментальными лабораториями.

   На участников СЭЗ распространяются льготы, установленные пп.3,4 УП-4853, а так же льготы, установленные п.5 УП-4853, на общих условиях.

За заготовку (сбор) дикорастущих растений с юридических и физических лиц установлена плата в размере 50% от установленных платежей за изъятие дикорастущих растений из природной среды (кроме солодки голой), не входящих в Красную книгу и включенных в ежегодно утверждаемый Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды Перечень дикорастущих растений. Данная норма применяется при условии осуществления деятельности по производству готовой фармацевтической продукции на территориях указанных СЭЗ   с использованием дикорастущих растений или наличия у них заключенных договоров с участниками СЭЗ, производящими готовую фармацевтическую продукцию из дикорастущих растений.

Коммерческим банкам рекомендовано под создание плантаций по выращиванию лекарственного растительного сырья  хозсубъектам и фермерским хозяйствам выделять кредиты, при недостаточности или отсутствии залогового обеспечения – обеспечить поставку технологического оборудования в лизинг.

 

     


 Срок функционирования всех СЭЗ установлен 30 лет с возможностью ее последующего продления.

Правовое регулирование деятельности СЭЗ

Основу правового регулирования деятельности свободных экономических зон составляет Закон Республики Узбекистан «О свободных экономических зонах» от 25.04.1996 г. №220-I.
С принятием  Указа Президента от 26.10.2016 г. № УП-4853 «О дополнительных мерах по активизации и расширению деятельности свободных экономических зон» начался, можно сказать, новый этап в правовом регулировании деятельности свободных экономических зон, в связи с чем был принят ряд новых подзаконных нормативно-правовых актов и внесены изменения в раннее действовавшие.

                  Основные задачи и направления деятельности СЭЗ.

   Среди основных задач и направлений деятельности свободных экономических зон отмечаются:
- привлечение прямых инвестиций иностранных и отечественных инвесторов для создания современных производств по выпуску востребованной на внешних рынках и импортозамещающей продукции с высокой добавленной стоимостью. При этом как наиболее значимые выделяются производства в сфере глубокой переработки, хранения и упаковки плодоовощной и сельскохозяйственной продукции, текстильной, ковроткацкой, обувной и кожгалантерейной, экологически безопасной химической и нефтехимической, фармацевтической, пищевой, электротехнической промышленности, машиностроения и автомобилестроения, производства строительных материалов и в других направлениях;
-углубление процессов локализации производства высокотехнологичной продукции на базе местного сырья и материалов.

                      Структура управления в СЭЗ

Функции по координации и регулированию деятельности СЭЗ осуществляются Административным советом - коллегиальном органе правления, формируемом Указом Президента из числа представителей органов государственного управления, органов государственной власти на местах и других организаций.
  Оперативное управление деятельностью СЭЗ осуществляется Дирекцией.

Структура органов правления, их полномочия и взаимодействии регулируется вышеуказанным Законом, а так же «Положением об административном совете свободных экономических зон», утвержденным ПКМ №418 от 29.12.2016г.  и Положением «О свободных экономических зонах», утвержденным ПКМ от 10.04.2017 г. № 196 «О мерах по организации деятельности свободных экономических зон». 

           Статус участника СЭЗ

       Процедура порядка подготовки документов, отбора инвестиционных проектов, регистрации участников СЭЗ и заключения с ними соглашения об инвестировании определяется Положением «О порядке проведения отбора инвестиционных проектов для размещения на территории свободных экономических зон и регистрации участников свободных экономических зон», утвержденным ПКМ от 10.04.2017 г. № 196.
  Свидетельство участника СЭЗ, выдаваемое участнику СЭЗ, является подтверждением его прав на применение особого налогового режима и таможенных льгот в отношении его деятельности на территории СЭЗ.
   На участника СЭЗ после его регистрации в установленном порядке возлагаются обязательства, закрепленные в соответствующем соглашении об инвестировании, в части касающейся деятельности на территории СЭЗ. Участник СЭЗ не вправе передавать свои права и обязанности по соглашению об инвестировании другому лицу.
  Лишение статуса участника СЭЗ допускается по решению Административного совета СЭЗ (по заявлению организации либо в случае ее ликвидации) или в судебном порядке (при наличии спора в части нарушения участником СЭЗ национального законодательствалибо соглашения об инвестировании). 

Порядок применения льгот по налогами
таможенным платежам на территории СЭЗ.
 

Данный вопрос регулируется Положением «О порядке применения льгот по налогам и таможенным платежам на территории свободных экономических зон», утвержденным Постановлением Кабинета Министров от 10.04.2017 г. № 196 «О мерах по организации деятельности свободных экономических зон».

В частности, Положение определяет, что льготы по уплате налоговых и таможенных платежей, установленные соответствующими Указами Президента о создании СЭЗ, распространяются исключительно на виды деятельности участника СЭЗ, предусмотренные в Соглашении об инвестировании на территории свободной экономической зоны, заключенном между инвестором (инвесторами) и Дирекцией СЭЗ.
Срок действия таможенных и налоговых льгот исчисляется с даты получения Свидетельства участника СЭЗ.
При увеличении участником СЭЗ объема инвестиций до объема, предоставляющего право на более продолжительный срок действия льгот, чем был предоставлен ранее, действие льгот продлевается до окончания более продолжительного срока.
При этом, если увеличение объема инвестиций осуществляется после истечения предыдущего срока действия льгот, таможенные льготы применяются с даты внесения инвестиций в объемах, предоставляющих право на более продолжительный срок действия льгот, а налоговые льготы - с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на более продолжительный срок действия льгот. Отсчет срока применения льгот осуществляется с даты начала применения льгот.
   При применении таможенных льгот на оборудование, сырье, материалы и комплектующие изделия, завозимые для собственных производственных нужд, участник СЭЗ предоставляет в органы государственной таможенной службы следующие документы:
-  утвержденный руководителем участника СЭЗ и согласованный с Дирекцией СЭЗ перечень оборудования, сырья, материалов и комплектующих изделий, завозимых для собственных производственных нужд, по установленной форме;
-   утвержденные руководителем и согласованные с главным бухгалтером и технологом участника СЭЗ нормы расхода сырья, материалов и комплектующих изделий на единицу производимой продукции.
   В случае реализации или безвозмездной передачи оборудования, сырья, материалов и комплектующих изделий, завезенных с применением таможенных льгот в течение 3 лет с момента их ввоза, таможенные платежи взимаются в полном объеме в порядке, установленном законодательством. 

Порядок контроля. 

Участники СЭЗ ежегодно до 25 января представляют в органы государственной налоговой и таможенной служб декларацию об использовании сырья, материалов и комплектующих изделий, завезенных для собственных производственных нужд.
Органы государственной налоговой службы ведут отдельный учет участников СЭЗ и, при сдаче организациями периодичных отчетов, учитывают сумму полученных ими налоговых льгот и ежеквартально представляют сводную информацию в рабочий орган Административного совета.
Органы государственной таможенной службы так же ведут отдельный учет участников СЭЗ и ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в органы государственной налоговой службы информацию об объемах завезенного оборудования, сырья, материалов и комплектующих изделий, а также информацию о предоставленных участникам СЭЗ таможенных льготах.
Так же в отношении участников СЭЗ, применяющих таможенные льготы по сырью, материалам и комплектующим изделиям в части производимой продукции, направляемой на экспорт, органы государственной таможенной службы ежеквартально осуществляют сверку завезенных сырья, материалов и комплектующих изделий с фактически осуществленным участником СЭЗ экспортом произведенной продукции, и по ее итогам осуществляют контроль за правильностью применения льгот по таможенным платежам.
Дирекция по запросу соответствующих органов государственной налоговой и таможенной служб представляет сведения об объемах инвестиций, внесенных участниками СЭЗ, предусмотренных Соглашением об инвестировании.
В случае невнесения участником СЭЗ инвестиций в объеме, подпадающем под срок льготы, высвобождаемая сумма в результате предоставления льгот подлежит взысканию в Государственный бюджет Республики Узбекистан с применением финансовых санкций в порядке, установленном законодательством.

Перспективы развития. 

  Постановлением Президента от 07.08.2017 г. № ПП–3175 «О мерах по усилению координации и  повышению ответственности министерств, ведомств, органов государственной власти на местах за эффективное функционирование деятельности свободных экономических зон»,  в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах,определены основные направления дальнейшего развития свободно-экономических зон.
Так же, говоря о перспективах, стоит отметить раннее принятое Постановление Кабинета Министров от 27.02.2017 г. № 110 «О мерах по дальнейшему расширению производства импортозамещающей и экспортоориетированной продукции в свободных экономических зонах Республики Узбекистан», которым  утвержден перечень проектов, предусматривающих организацию производства готовых видов продукции, материалов и комплектующих изделий в свободных экономических зонах в период 2017–2019 гг.



[1] Согласно ст.7 Закона «О свободных экономических зонах» от 25.04.2006 г. №220-I, индустриально-экономическая зона является одним из видов свободной производственной зоны, которая, в свою очередь, является подвидом свободных экономических зон, и представляет собой территорию,  на которой вводится особый режим хозяйственно-финансовой деятельности в целях стимулирования предпринимательства, привлечения иностранных инвестиций в приоритетные отрасли экономики, внедрения прогрессивных технологий.

[2] Далее по тексту именуются «Льготы, установленные пп.3,4 УП-4853»

[3] Далее по тексту «Льготы, установленные п.5 УП-4853»

Поделиться с друзьями